Доклад на августовское совещание 2011 г.



Уважаемые коллеги!

         Для системы образования района минувший учебный год был непростым: произошли такие системообразующие, по-настоящему сущностные события, введение федерального образовательного стандарта, осмысление каждым работником образования своей миссии в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»,  обсуждение законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».
         Необходимость принятия нового федерального закона стала очевидной: образовательная практика последних лет кардинально изменилась и требует нового законодательного оформления. Необходимо правовое поле для дистанционного образования, информационной открытости образовательной организации, дистанционно оборудована.
         Ещё в начале 2010 года мы уделили самое серьёзное внимание Федеральному Закону № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения муниципальных образовательных учреждений, понимая, что финансовое обеспечение муниципального задания будет осуществляться  в форме субсидии образовательным организациям, что означает большую самостоятельность в расходовании средств, также большую ответственность за результаты и качество услуг.
         Сегодня мы планируем широкое обсуждение обновленной версии (уже третьей) законопроекта.
         Обсудив новую  редакцию на августовском совещании, мы будем уверены, что совместными усилиями сделан действительно качественный документ.
         Нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад.
         2011 год в Омской области идет под знаком Года ребенка и это является стимулом для улучшения и совершенствования системы образования.
         Муниципальная целевая программа «Развитие образования в Большереченском муниципальном районе» ставит перед педагогическим сообществом задачи обеспечения доступности образования, повышения его качественного уровня.
         Каждая ступень образования, о котором мы сегодня говорим: детский сад, начальная, основная, средняя школа, дополнительное образование, - они одинаково значимы. В каждой своя специфика, но цель одна — чтобы наши дети были успешны, благополучны. От чего и от кого зависят слагаемые успеха?
         Наиболее чувствительным этапом сегодня является дошкольное образование.
         В проекте федерального закона дошкольное образование выделено как самостоятельная ступень.
         При непосредственной поддержке и участии Правительства Омской области, Министерства образования Омской области, администрации района мы смогли увеличить количество мест на 180.  С сентября 2010 года открыты 4 дополнительные группы в трех детских садах.
         В сельских  поселениях открыты восемь групп кратковременного пребывания, которые посещают 101 ребенок.
         В 2012 году планируется открыть ещё 6 групп кратковременного пребывания на 90 мест и одну дополнительную группу в МДОУ «Большереченский детский сад «Сказка».
         Есть востребованность в открытии дополнительных групп в детском саду «Сказка» и в детском саду Красноярского поселения.
         Ремонтные работы начались, с 01 ноября 2011 года планируем открытие.
         В сельских поселениях порой не все родители платежеспособны и не имеют возможности  водить детей в детский сад.
         Правительство Омской области, Министерство образования подчеркивают необходимость,    «          поддержать  вариативные  формы дошкольного образования».
         Наша задача — развитие вариативных форм охвата дошкольным образованием, развитие семейных  детских садов, консультационных пунктов для  родителей с детьми дошкольного возраста.
         Идет определенная работа по получению лицензии на право медицинской  деятельности в  2011 году МДОУ «Малышок», МДОУ «Детский сад №1» и в 2012 году  МДОУ «Калинка», МДОУ «Сказка».
         Активно идет обновление содержания дошкольного образования.
         С 1 сентября 2011 года в МДОУ «Большереченский детский сад «Малышок» и МДОУ «Большереченский детский сад присмотра и оздоровления «Солнышко» основная работа будет направлена на внедрение образовательной программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.
         Улучшение системы дошкольного образования создает благоприятные условия для первоклассников, для их успешной учебы в школе.
         Начиная с нового учебного года все первоклассники будут учиться  по новым стандартам.
         Качество образования — это не только забота о создании соответствующих условиях качества — это  ещё и результат.
В Большереченском районе система независимой оценки качества образования действует,  начиная с момента введения  ЕГЭ.
ЕГЭ в 2011 году проводился в нашем районе по 12 предметам. Сдавали ЕГЭ 216 обучающихся из 14 средних общеобразовательных школ.
Результаты экзамена по обязательным предметам по сравнению с прошлым учебным годом говорят о положительной динамике роста качества образования. Так, вырос максимальный бал по математике, по русскому языку. В помощь для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ с этого учебного года в районе начал функционировать межшкольный факультатив «Готовлюсь к ЕГЭ»
         Согласно регионального рейтинга наш район по среднему баллу по обязательным предметами находится на 2 месте. по предметам  по выбору на 3 месте.
         Аттестат о среднем (полном) образовании получили все 216 обучающихся, из них 7 золотых медалей и 8 серебряных.
 Согласно областному рейтингу качества знаний девятиклассников Большереченский район находится по математике на 13 месте, по русскому занимает 22 позицию из 32 муниципалитетов Омской области и г.Омска.
         Уважаемые коллеги! Никогда ранее в документах различных уровней по системе общего образования не поднимался вопрос об обучении детей с ограниченными возможностями. Для общеобразовательных учреждений это сложная и новая проблема.
         В проекте федерального закона отмечается, что обучающиеся с ограниченными возможностями — обучающиеся, имеющие особенности физического и психического развития, для которых необходимо создание специальных условий.
         Инклюзивное и интегративное обучение.           
         Идея включенного образования, то есть совместного обучения учащихся общеобразовательных учреждений и детей с ограниченными возможностями, реализуется все более широко.
         Впервые мы открываем в районе коррекционный класс на базе МОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа №1».
         Качество образования не сводится к набору знаний и навыков, это скорее качество жизни, которое подразумевает здоровье, социальное благополучие, самореализацию.
         Система образования в полной мере выполняет функцию социального лифта, открывая путь для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности и жизни яркой талантливой, инициативной молодежи.
         Конечно, наши усилия должны быть направлены на поиск и развитие талантов. А талантливых детей у нас много в каждом поселении района. И конечно, нам нельзя никого пропустить, никого потерять.
         В районе реализуется муниципальная программа по развитию одаренных детей. Меры по её поддержке предусмотрены в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
         Поиск детских талантов в районе ведется начиная с дошкольного возраста, через традиционные конкурсы-праздники «Умники и умницы», «Быстрее! Выше! Сильнее!», посвященных Году ребенка. Отрадно, что в прошлом учебном году к садам поселка присоединились и детские сады из Шипицыно, Красного Яра, что позволило сделать праздник действительно районным, доставить детям радость.
         Развивается система олимпиад. Растет количество участников школьного, муниципального этапа во Всероссийской олимпиаде школьников.
В региональном этапе олимпиад приняло участие 40 обучающихся в 14 предметных олимпиадах. У нас 4 победителя и 8 призеров. Выражаем благодарность учителям, которые подготовили обучающихся:  Тупис Александра Петровича,  Куликову Галину Николаевну, Пугачеву Людмилу Робертовну,  Мухаметшину Лейла Мавлетдиновна,  Латыпову Венеру Рашидовну, Сайтбаталова Саит Р, Махмутову Зифу (ученица 11 класса). В конце учебного года в торжественной обстановке в г.Омске   получила губернаторскую премию.         
18 мая в ТЮЗе  в г. Омске состоялась торжественная церемония награждения   победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, победителей областных олимпиад. Делегацию Большереченского района представляли 12 школьников.
 В этом году 10 школьников стали лауреатами и дипломантами региональной НПК.
Лоскутова Мария, обучающаяся 11 класса Красноярской СОШ, стала лауреатом регионального этапа и финалистом Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников — 2011, на котором побывала в Москве со своим руководителем учителем биологии Стретенцевой Ириной Юрьевной.
В течение 2010-2011 года обучающиеся школ приняли участие в 170 региональных, всероссийских и международных телекоммуникационных инициативах, из ни в 41 стали призерами и дипломантами. Лидирующие позиции занимают: БСОШ №2, БСОШ №1, Ингалинская СОШ.
Традиционными стали районный праздник «Звезды Большеречья», на котором подводятся итоги работы с одаренными детьми за учебный год, встреча главы Большереченского района с серебряными и золотыми медалистами.
         Освещение событий, связанных с одарёнными детьми, ведется через средства массовой информации: районную газету «Наша Иртышская правда», Большереченский телеканал. Помещается информация на сайте Комитета по образованию, администрации района и Омская губерния. Мы благодарим средства массовой информации за полное своевременное освещение событий, мероприятий в образовании.
                   Важнейшей составляющей воспитательного пространства Большереченского района является дополнительное образование детей: «Центр детского творчества», «Детский оздоровительно-образовательный физкультурно спортивный центр».
                   Наличие развитого воссоздающегося  воображения — одна из отличительных черт творческой личности. Люди, лишенные фантазии не смогли бы придумать  многие полезные изобретения, осуществить важные научные открытия. «Воображение правит миром» - отмечал Наполеон. Есть результаты.
                   Сохранена бесплатность и доступность образовательных услуг в муниципальных  учреждениях дополнительного образования. Охват детей услугами  дополнительного образования в районе   составляет 55,29%. Это выше среднеобластного показателя. Мы на 10-м месте.
                   В районе отремонтирован бассейн в спортивном комплексе, спортивный зал в «Красноярская СОШ» за счет областного и районного бюджетов все это
      Назрела необходимость принятия  комплексных мер по развитию системы дополнительного образования детей района. Особенно в рамках подготовки к областному мероприятию «Королева спорта — 2012».
                   Во многом это зависит от творческой инициативы педагогов, поиска новых путей, связанных с интеграцией областей знаний, нетрадиционностью подходов и методов.
                   Для обеспечения нового качества образования необходимы более высокие требования к компетентности педагогических и руководящих работников образования. На это направлен новый порядок аттестации педагогов, утвержденный приказом Минобрнауки России, который введен 1 января 2011 года.
               Переосмысление деятельности методической службы обусловлено многими факторами, главным из которых является введение федеральных государственных стандартов второго поколения.
                   Информационно-методический центр способствует решению задач по созданию соответствующих условий - проведению научно-практических конференций, фестивалей, конкурсов, форумов, созданию поддержке индивидуальных программ развития и издательской деятельности педагогов, ведению сайта Комитета по образованию, выпуска газеты «Диалог».
                  С 25.01.11 года №1 Большереченскому району Омской области присвоен статус экспериментальной площадки Института социальной педагогики Российской академии образования проекта «Наша новая школа в условиях комплекса «Малый город-сельское поселение» на 2011-2015 гг.
                   В работе научно-практических сессий соисполнителей проекта РАО приняли участие педагоги нашего района и специалисты, методисты Комитета по образованию, которые дважды побывали в Москве: Гравер Любовь Алексеевна (БСОШ №1), Иванова Инесса Николаевна (БООШ), Бушуева Светлана  Анатольевна  (Старокарасукская СОШ), Крылова Ирина Геннадьевна (Новологиновская СОШ), Тарасова Светлана Анатольевна (ИМЦ). По итогам XXV научно-практической сессии Крылова И.Г. и Тарасова С.А. были приглашены на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Проектирование содержания образования: подходы, стандарты, социальные практики» (г.Ижевск), где успешно представляли опыт взаимодействия с родительской общественностью. За 2010-2011 учебный год были проведены районные мероприятия:
I. Выставка-ярмарка методических и педагогических идей ;
II. Муниципальный этап Всероссийского «Учитель года 2011» приняло участие 6 педагогов:
Победителями и призерами конкурса стали:
I место -  Рудопысов Алексей Александрович, учитель информатики МОУ «Чебаклинская СОШ»;
II место - Абрамова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Новологиновская СОШ»;
III место – Новгородцев Александр Александрович, учитель истории и обществознания МОУ «Такмыкская СОШ».
         Рудопысов А.А. представлял Большереченский МР в заочном региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года 2011».
         В муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Воспитатель года 2011» приняло участие 5 воспитателей:
Павлова Ирина Владимировна МДОУ «Детский сад оздоровления и присмотра «Солнышко», 1 место.
Батищева Татьяна Васильевна, МДОУ «Могильно-Посельский детский сад», 2 место.
Козлова Ольга Николаевна, МДОУ «Детский сад «Калинка», 3 место.
III. Фестиваль педагогических проектов;
IV. Олимпиада классных руководителей;
V. День образовательного учреждения в муниципалитете (МОУ «Большереченская СОШ №1» и МОУ «Шипицынская СОШ»;
   Педагоги района приняли участие более 55 мероприятиях, связанных с презентацией опыта работы, конкурсах профессионального мастерства регионального, межрегионального, Всероссийского и международного значения. География этих мероприятий: Барнаул, Москва, Ижевск, Новосибирск, Казань.
Это: 1. Областной  конкурс старших вожатых «Лето – детям», Бушуева Юлия Юрьевна, МОУ «Старокарасукская СОШ», 3 место.
2. Региональный  конкурс «Лучшее электронное портфолио», Малунова Галина Анатольевна, учитель математики и информатики МОУ «Большереченская СОШ №2» - победитель конкурса.
3. Международный информационный конгресс.
4. Всероссийская Ярмарка социально-педагогических новаций.
5. Региональные и Всероссийские  мастер-классы по различным тематикам.
6. Областной конкурс  проектов социокультурной направленности  «Живой родник», Дипломант 1 степени педагог  Бушуева Юлия Юрьевна, МОУ «Старокарасукская СОШ».
7. Региональная НПК «ВИЧ-инфекция в молодежной среде».
8. Активно участвуют педагоги района и в областных педагогических чтениях, которые в этом году были посвящены Году ребенка.
9. Всероссийский этап  конкурса молодых педагогов «Дебют»;
10. Конкурс «Лучший учитель», проводимый в рамках ПНПО;
11. Межрегиональный конкурс инновационных проектов в области образования;
12. II Всероссийские Титовские чтения (г. Барнаул);
13. Региональная заочная учительская олимпиада. Приняли участие 12 педагогов, из них победителями и призерами стали:
Пугачева Людмила Робертовна, учитель истории МОУ «Большереченская СОШ №1» - победитель;
Никитина Ирина Юрьевна, учитель истории МОУ «Ингалинская СОШ» -победитель;
Митрофанова Елена Анатольевна, учитель истории МОУ «Курносовская СОШ» - победитель;
Захаренко Елена Ивановна, учитель географии МОУ «Курносовская СОШ» - победитель;
Самбрат Надежда Сергеевна, учитель истории МОУ «Могильно-Посельская СОШ» - призер.
14. Гарипова Ирина Никандровна, учитель МОУ «Евгащинская СОШ» участвовала в работе Всероссийского агропромышленного форума «Золотая осень», где ей была вручена серебряная медаль.
15. В областном педагогическом марафоне среди разнообразных форм обобщения и распространения лучших педагогических практик  было включено 44 педагога.
16. В октябре Уленкульская школа принимала у себя VII областной педагогический марафон «День школы с этнокультурным компонентом». Педагоги МОУ «Уленкульская СОШ» (школа с этнокультурным компонентом) Мачитова Римма Мухитдиновна и Рачапова Альфинур Зиятдиновна участвовали в работе Всероссийского съезда татар в г. Казани.
        Активно  работает общественное объединение творчески работающих учителей «Пилигрим», которые провели в этом учебном году групповую методическую консультацию для молодых педагогов в рамках в МОУ «Могильно-Посельская СОШ», организовали творческую лабораторию «Портфолио» в рамках Педагогического марафона на базе МОУ «Уленкульская СОШ» и «Портфолио руководителя» во время Дня образовательного учреждения в муниципалитете, а так же презентовали свое объединение «ИРООО». Благодаря инициативе Пилигримовцев вышел сборник методических и педагогических разработок для молодых педагогов.
      Выпускается газета «Диалог». Номер, который вы держите в руках, открывает новый учебный год.
        Вышел сборник по итогам Олимпиады классных руководителей, к августовской конференции работников образования «Рейтинговая оценка эффективности развития ОУ Большереченского МР», а так же сборник методических и педагогических разработок для молодых педагогов.
         Книга Почета:
1.    Машина Людмила Ивановна - - учитель математики МОУ «Почекуевская СОШ»;
2.    ТереховаОльга Николаевна — учитель русского языка и литературы МОУ «Почекуевская СОШ»;
3.    Новгородцева Валентина Ивановна — директор МОУ «Евгащинская СОШ»;
4.    Алексеёнок Галина Афанасьевна — заведующая МДОУ «Большереченский детский  сад присмотра и оздоровления «Солнышко»;
5.    Чернова Зоя Михайловна — учитель химии, биологии МОУ «Ингалинская СОШ»;
6.    Цвецих Валентина Афанасьевна — учитель начальных классов МОУ «Ингалинская СОШ.
Молодые педагоги. Региональная и муниципальная политика в адрес молодых педагогов направлена на поддержку начинающих специалистов. Так, в соответствии с указом Губернатора Омской области от 22 июня 2004 года №153 «Об адресной поддержке в строительстве и приобретения жилья молодым специалистов, поступивших на работу в образовательные учреждения, расположенные на территории Омской области», ведется работа с молодыми специалистами на получение денежных средств на покупку жилья.
       Из областного бюджета единовременную денежную выплату на развитие кадрового потенциала в размере 6,5 тыс.рублей получили 8 молодых специалистов. На уровне муниципального района существует так же форма поддержки молодых учителей - «Единовременная денежная выплата » (с высшем образованием 10 тыс. рублей, среднее профессиональное образование 5 тыс. рублей).
     Растет число молодых специалистов, трудоустроившихся в образовательные учреждения и продолжающих работать в них: в 2008 году (прибыло 8м.с. из них работает 5чел) -62,5%, 2009 году-(прибыло 11м.с. из них работает 8 чел. ) 72%., в 2010 году прибыло  10 чел и работают все на сегодняшний день. Сегодня к нам прибыло 15 молодых педагогов.
          Молодым педагогам предстоит научиться многому у своих наставников: учебный процесс, летний оздоровительный сезон, работе с родителями, с общественностью. Школа и общественность — величины равноответственные и равнозаинтересованные в воспитании детей.
          Одно из слагаемых успеха наших детей - «Мобильный Институт для родителей» - новая форма работы с родителями.
          «Для родителей» - потому что основным результатом работы будет показатель сформированности психолого-педагогической компетентности родителей: умение самостоятельно конструктивно решать семейные ситуации, способствовать личностному развитию своего ребенка.
    В образовательных учреждениях Большереченского района обучаются 2992 несовершеннолетних  в возрасте от 6 до 18 лет, из них 2246 в возрасте до 15 лет. По имеющимся данным  по   состоянию на 25 июля 2011 года различными видами оздоровления охвачено 2046 несовершеннолетних (68,4 % от количества подростков в возрасте от 6 до 18 лет). Основная часть несовершеннолетних посещала лагеря с дневным пребыванием, работающих при школах района (75,2 % от количества подростков в возрасте до 15 лет). На базе образовательных учреждений было создано 17 лагерей с дневным пребыванием детей,  14 из них  работали в 2 сезона, оздоровлено 1600 обучающихся.
       Одной из важных задач государственной семейной и демографической политики Российской Федерации, является укрепление института семьи, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в детских домах и интернатах.
         В настоящее время  на территории  Большереченского  района    в 146   семьях опекунов (попечителей), приемных родителей   воспитываются 208  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения  родителей и 1 ребёнок учится в Большереченском ПУ-№12 из Артынского детского дома, 42 ребёнка круглые сироты.
    Специалисты органа опеки и попечительства Комитета по образованию Администрации Большереченского муниципального района совместно со всеми службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят консультативную, профилактическую и разъяснительную работу с родителями и детьми, находящимися в социально опасном положении. Постоянная профилактическая работа, в ходе патронажа этих семей, даёт положительные результаты. Ежедневно в органе опеки и попечительства работает телефон «Горячая линия», по которому граждане могут обратиться с информацией, либо задать интересующий вопрос. Информация о работе телефона «Горячая линия» размещена на сайте Комитета по образованию и в газете «Наша Иртышская правда» разосланы информационные объявления в администрации сельских поселений и школы района.                    
     В Большереченском районе 7 приемных семей, в которых 9 приемными родителями воспитывается 26 детей.
1. Приемная семья супругов Березан Тамары Ивановны и Михаила Михайловича, проживающих по адресу: с.Такмык;
2. Приемная семья супругов Сафоновых Галины Яковлевны и Александра Михайловича, проживающих по адресу: Большереченский район, с Могильно-Старожильское;
3. Приемная семья Беловой Лидии  Анатольевны, проживающей по адресу: Большереченский район, с. Красный  Яр;
4. Приемная семья Жук Людмилы Вальфредовны, проживающей по адресу, с. Евгащино;
5. Приемная семья Паскарь Марины Анатольевны, проживающей по адресу, с. Евгащино;
6. Приемная семья Асписовой Елены Георгиевны, проживающей по адресу, р.п.Большеречье;
7. Приемная семья Ваткович Ирины Николаевны, проживающей по адресу, с. Такмык.
         В  летнее  время  все дети находящиеся под опекой (попечительством) в возрасте от 7 до 15 лет,  проходят  оздоровление   в  ДОЦ  «Белочка» и на  летних  оздоровительных  площадках общеобразовательных  школ   района.
         Для подготовки образовательных учреждений к новому учебному  году направлено 7088,4 тыс.рублей, в том числе из местного бюджета 2556,9 тыс.рублей.
         Все школы прошли комиссионную  проверку и признаны готовыми к началу занятий.
         На подвозе в новом учебном году будет осуществляться подвоз учащихся из 59% сел района. Школьный автопарк  пополнился в 2011 году двумя автобусами. Линейка готовности показала, что все автобусы оборудованы ремнями безопасности, допущены к перевозке детей.
         Проведена большая работа по совершенствованию организации школьного питания. Охват горячим питанием школьников увеличился по сравнению с 2008 годом на 10 % и в прошлом учебном году составил 94%. Это выше на 10% среднеобластного показателя. Школы и сады выращивают самостоятельно овощи.
         Ожидаем урожай 2011 года. Тем самым, идет удешевление питания на 30 %.
В рамках комплекса мер по модернизации образования в образовательные учреждения Большереченского муниципального района из федерального бюджета поступит 6242,7 тыс.руб., из регионального-275,2(приобретение учебников). Основные направления реализации федеральных средств.
В каждое образовательное учреждение района поступит ростовая мебель для обучающихся 1-х классов, комплект оборудование по ФГОС(1 класс), учебники по ФГОС, компьютерное оборудование, увеличиться скорость интернет-трафика. Количество средств, получаемых ОУ, определяется из ходя из количества обучающихся в данном ОУ. На данный момент заявки оформлены, проходят открытые аукционы.
         Оценивая прошедший учебный год, мы видим, что поступательное движение продолжалось успешно, без торможения. Есть текущие проблемы, главная задача Комитета по образованию, образовательных учреждений — повысить качество образования, сохранить преимущества системы образования района.
          В проекте ФЗ предлагается понятие «качество образования»:
         Качество образования — комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным  государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям и потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.
          Но вопросов к законопроекту ещё много.
    Мы сегодня должны провести выверку и учет всех возможных позиций педагогического сообщества района на проект  федерального закона. Только так, как нам представляется, и можно в нашей стране обеспечить развитие образования.
        С новым учебным годом, здоровья, эффективной работы, приятного общения, уважаемые коллеги!